Утверждаю директор

                                                                                                                  МБВСОУ "Центра образования №2"

                                                                                                                             Новикова В.Ю.

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МБВСОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ№2»

2010-2013 гг.

 Принята на заседании педсовета_28.08.2010г.

 

 Содержание программы развития Центра образования

  1. Паспорт программы развития МБВСОУ «Центр образования№2»на 2010- 2013 годы

  2.Формирование концепции развития Центра

 3.Историческая справка 

 4. Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития I 

 5. Основные мероприятия реализации программы:

 6..Критерии эффективности реализации Программы развития школы

 7.Ожидаемые результаты реализации программы

 Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации.        

 1.   Паспорт программы развития

Наименование Программы

Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования№2»

Разработчики Программы

Директор школы, заместитель директора по УВР,  социальный педагог.

Исполнители Программы

Администрация и педагогический коллектив школы, коллектив учащихся, родительская общественность

Научно-методические основы разработки Программы

Идея, положенная в основу концепции, - воспитание творческой личности, способной к интеллектуальному труду, владеющей фундаментальными знаниями во всех областях науки, подготовленной к жизни. В качестве цели  школы следует определить создание образовательной среды, способствующей согласованию самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Важно, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

Методический совет – август 2010г.

Педагогический совет школы  - конец августа 2010 (обсуждение проекта)

Педагогический совет – октябрь 2010

Кем принята Программа

Педагогическим Советом школы

 

С кем согласована Программа

Комитет образования городского округа «город Чита»

Цели и задачи Программы

Цель: Создание единой образовательной среды, обеспечивающей повышение качества обучения на основе использования современных технологий обучения для дальнейшей успешной социализации учащихся с низкими образовательными возможностями через получение основного общего и среднего образования»

Задачи: 1.Создание содержательных, организационных и методических условий для реализации современных технологий обучения.

3.

2.Обеспечить теоретическую подготовку учителей по реализации ресурсного подхода в образовательном процессе школы.

3.Создание условий для включения в процесс подготовки и принятия стратегических управленческих  решений представителей всех категорий участников образовательного процесса.

Приоритетные направления Программы

1.          Гуманизация. Данный принцип ориентирован на развитие личности ребёнка при создании комфортных условий.

2          Природосообразность подразумевает, что всё развитие личности строится с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

4.          Здоровьесбережение – образовательный процесс направлен на формирование установок здорового образа жизни и навыков выживания в экстремальных условиях.

5.          Управление по результатам позволяет своевременно реагировать на возникающие изменения.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижений

1.Удовлетворенность образовательным учреждением (в том числе качеством образования) родителей, учащихся, общественности.

2.Эмоциональный комфорт и психологическая защищенность всех участников образовательного процесса.

3.Сохранение психического и физического здоровья учащихся.

4.Социально-психологическая адаптация учащихся к условиям обучения.

5.Максимальная приближенность соответствия результатов образования к возможностям каждого ученика.

6. Возможность достижения учащимися самоутверждения в значимых для них сферах жизнедеятельности.

Срок действия Программы

2010 – 2013 г.г.

Этапы реализации Программы

I этап – 2010/2011  уч. г.-подготовительный

II этап – 2011/2012  уч.г.-основной

III этап – 2012/2013  уч.г.- обобщающий

 

Структура Программы

Информационная справка. Проблемно-ориентированный анализ работы школы. Анализ качества преподавания.   Анализ условий образовательного процесса. Характеристика учебного плана. Концепция школы. Приоритеты, цели и задачи. Мероприятия по реализации программы. Ожидаемые результаты реализации программы. Контроль за реализацией программы развития. Общественно-значимый резонанс реализации программы развития.

Объем и источники финансирования Программы

Бюджетные средства по смете, привлечение внебюджетных средств

Порядок управления реализацией Программы

Контроль за реализацией программы возложен на администрацию, методический совет.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Администрация:

1.   анализирует ход выполнения программы;

2.   информирует ежегодно педагогический коллектив об эффективности реализации программы развития;

3.   координирует взаимодействия всех внутренних критериев образования;

4.   осуществляет мониторинг внутренних критериев образования;

5.   контролирует эффективность информационного и методического обеспечения;

6.   контролирует наличие нормативно – правовой базы школы и ее соответствие существующему законодательству.

Методический совет контролирует и координирует:

-   деятельность школьных методических объединений;

-   степень реализации предметных областей;

-   уровень формирования банка передового педагогического опыта.

 

 Законодательная база для разработки программы развития школы     

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

  2. Формирование концепции развития Центра

          Целью образования в центре является обеспечение возможности получения общего среднего образования молодежи в условиях вариативности  организации учебно-воспитательного процесса  по очной и заочной форме обучения через стимулирование познавательных интересов, формирование опорных знаний и развитие навыков самостоятельной работы учащихся на основе данных  учебного мониторинга.  Осуществление системного подхода в формировании у учащихся  ценностных ориентаций, гражданской зрелости через приоритетные направления идейно-нравственного воспитания в вечерней школе.

Эта цель возможна для реализации через введение в учебно-воспитательный процесс современных методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, перевода школы в режим развития.

Дифференцированный, личностно ориентированный  подход реализуется не только в  учебно-воспитательном процессе в целом, но и в создании для учащихся ситуации выбора направления в обучении.

Работа   строится так, чтобы создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, ученика..

Исходя из вышеизложенной цели, формируются следующие задачи, связанные с дальнейшим развитием центра:

1.Формирование физически и нравственно здоровой личности.

1.1. Становление гражданской зрелости учащихся.

1.2. Недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации.

1.3. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом         

       санитарно-гигиенических норм.

 1.4. Формирование навыков здорового образа жизни.

2.Обеспечение общего среднего образования в условиях

  вариативности.

2.1.Стимулирование познавательных интересов.

2.2.Формирование опорных знаний, развитие умений и навыков

самостоятельной учебной работы.

2.3.Формирование коммуникативных навыков.

3.Формирование творчески работающего коллектива учителей- единомышленников.

3.1.Совершенствование системы отбора учителей.

3.2.Обеспечение оптимальной нагрузки учителей.

3.3.Совершенствование работы научно-методического направления.

3.4.Превращение МО в центр методической работы школы.

3.5.Внедрение передового педагогического опыта в практику школы.

4.Оптимальная организация УВП.

4.1.Обеспечение оптимального сочетания базового  образования   вечерней и заочной форм обучения.

4.2.Совершенствование базового плана и учебных программ.

4.3.Развитие взаимодействия учебных программ.

4.4.Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

4.5.Информатизация учебно-воспитательного процесса.

4.7.Осуществление дифференцированного подхода к работе с учащимися.

5.Воспитательная работа

5.1.Создание системы воспитательной работы с целью формирования гражданственности и патриотизма.

5.2.Профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся.

5.3.Совершенствование системы работы классных кураторов.

5.4.Формирование и закрепление традиций школы.

5.5.Формирование навыков здорового образа жизни.

5.6.Усиление воспитательного потенциала уроков.

5.7.Реабилитация и адаптация учащейся молодежи для полноценной жизни в обществе.

6.Совершенствование системы управления школой.

6.1.Перевод школы в режим развития

6.2.Усиление горизонтальных и вертикальных связей  между всеми управляющими звеньями.

6.3.Совершенствование системы финансирования.

6.4.Информатизация системы управления. Создание банка информации, на основании которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе.

6.5.Оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.

Сроки реализации программы:  2010 - 2013 год.

Финансовое обеспечение программы 

Выполнение программы обеспечивается за счет городского бюджета и внебюджетных средств.

Принципы реализации программы 

Реализация программы строится на следующих принципах:

— программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное вне­сение корректив в планы;

— информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;

— вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;

— включения в решение задач  программы развития всех субъектов образовательного пространства.

  Контроль за реализацией  Программы развития осуществляется администрацией МОУ «Центр образования№2» в соответствии с законом Российской Федерации   «Об образовании».

 

3. Информационная справка о Центре образования

На сегодняшний день Центр образования решает проблемы обучения учащихся имеющих низкую мотивацию к обучению, испытывающих трудности в обучении в общеобразовательных школах микрорайона..

На образовательную ситуацию  в центре большое влияние оказывает его место расположение.  Центр образования  находится в удалённом от центра микрорайоне, помимо данного образовательного учреждения на микрорайоне находится три общеобразовательные школы. В последние годы во всех образовательных учреждениях поселка Восточный идет снижение контингента учащихся среднего звена, причиной этому является спад рождаемости в 90-х годах.  Данная проблема не обошла стороной и Центр образования, здесь ежегодно происходит снижение контингента учащихся. 

В микрорайоне сложная криминогенная обстановка 80% учащихся центра  живут в неблагополучных семьях, где родители нигде не работают, злоупотребляют спиртными напитками. Дети в этих семьях зачастую не имеют даже отдельного  письменного стола для занятий.  Невысок и образовательный ценз родителей.

При отсутствии классов коррекции учащиеся 7-9 классов обучаются по ускоренной форме обучения группы 7-8 , 8-9 и 9 классы, по заочной форме обучения (из расчета 14 часов +2 зачета) и посещают школу в дневное время, 4-5 дней в неделю.  Эта система служит гарантом доступности и демократичности образования для всех, но особенно для тех, кто  в силу различных причин не может учиться в общеобразовательной школе. Центр образования  принимает и обучает детей разных по социальному положению, поведению и возрасту. Все они в силу различных причин выпали из процесса обучения в общеобразовательной школе, к данным причинам можно отнести: низкую мотивацию к обучению, педагогическую запущенность, второгодничество, девиантное поведение, неблагополучные семьи, тяжелое материальное положение.

Целью деятельности коллектива Центра на 2009-2010 учебный год является: «Создание условий для успешной социализации учащихся с низкими образовательными возможностями через получение основного общего и среднего образования»

Задачи:

  • Углубленное изучение каждого учащегося
  •  Развитие и создание благоприятного микроклимата в школе
  • Работа педагогического коллектива с учащимися по развитию интереса к учебе и самообразованию.

   Характеристика контингента учащихся

     Ежегодно в МОУ «Центр образования№2»обучается от 80 до 100 учащихся, проживающих на всей территории поселка Восточный.   В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в школу принимаются лица, достигшие 15-летнего возраста и только по решению комиссии по делам несовершеннолетних  (КДН ).

 

 

 

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Количество учащихся в Центре

127

107

98

Количество опекаемых

3

4

2

Количество малообеспеченных семей

85

64

52

Количество не посещающих школу

5

9

7

Количество плохо посещающих школу

5

5

4

Количество состоящих на учете в ИДН

8

13

9

Количество учащихся поставленных на ВШК

17

14

11

Количество ОДН

2

--

---

Количество неполных семей

32

61

73

Социальная принадлежность родителей

Социальное положение родителей

Отношение к общему числу в %

Рабочие

37  %

Служащие

7%

Предприниматели

 

Пенсионеры

4%

Безработные

29%

Домохозяйки 

23%

Образование родителей

Высшее

Ср. специальное

Среднее

Неполное среднее

Без образования

2%

11%

29%

38%

30%

Результаты образовательной деятельности

Успеваемость учащихся школы за последние 3 года

Годы

Всего учащихся

Успевают

% успеваемости

2007-2008

95

85

92,6%

2008-2009

119

107

90%

2009-2010

98

90

91%

Характеристика педагогического состава

Высшее образование

14

Н\ высшее

-

Средне специальное

-

Высшая категория

14 разряд-1

1 категория

13 разряд-3

2 категория

12 разряд-10

«Отличник просвещения»РФ

2

 

 

4нализ ситуации и концептуальные основания программы развития.

На сегодняшний день Центр образования ведет работу в двух направлениях – это работа вечерней школы для детей имеющих проблемы обучения в дневной школе и  низкую мотивацию к обучению и работа ресурсного центра предпрофильной подготовки «Мой выбор», ведущего профориентационную работу в школах города Читы. По второму направлению работа ведется более успешно, разработана нормативно-правовая база ресурсного центра, созданы и отработаны программы профориентационного курса «Мой выбор», налажена связь с учебными заведениями профессионального образования, создается информационная база для профориентационной работы в школах города и поэтому целесообразно рассматривать развитие центра как вечерней школы т. к. именно это направление работы на сегодняшний день требует особо пристального внимания:.

       МОУ «Центр образования№2» осуществляет образовательную деятельность по реализации программ:

– основного общего образования на базе начального общего образования со сроком обучения 5 лет;

– среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования со сроком обучения 2 года;

В связи с тем, что на заочное обучение отводится меньше часов на изучение предметов, чем в дневных школах, образовательные программы претерпевают некоторые изменения в уменьшении количества часов на изучение тем и разделов по всем предметам.

     При заочной форме обучения предполагается увеличение доли самостоятельной работы учащихся в изучении учебного материала. Так как за последнее время (с 1993года) образовательные программы для вечерних (сменных) общеобразовательных школ не переиздавались Министерством образования РФ, педагоги школы вынуждены корректировать учебные программы при написании календарно-тематических планирований, опираясь на предложенные планы в журнале «Открытая школа» и на свой собственный опыт. В результате анализа учебно-воспитательного процесса были выявлены следующие проблемы:

1. Снижение контингента учащихся в школе.

2. Эмоциональное «выгорание» педагогических кадров

3. Отсутствие единой системы воспитательной работы

4.    Использование рядом учителей неэффективных технологий обучения (чтение лекций без активации мыслительной деятельности ученика, фронтальный опрос, и неоптимальные методы проверки)

5.  Отсутствие психологического сопровождения образовательного процесса

6.  Не достаточно созданы условия для профессионального и творческого роста педагогов (повышение квалификации, самообразование, работа МО)

7.Необходимость оптимизация  структуры  управления  школой,  которая предусматривает  сочетание  принципов  единоначалия  с демократичностью  школьного  уклада.

8. Не достаточность современной материально-технической базы;

Миссия  школы – создание модели школы, предоставляющей возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, сделать осознанный выбор и нести за него ответственность.

5. Основные мероприятия по реализации программы

 План реализации программы развития

 

Подготовитеьный этап 2010-2011 уч.год

1.     Анализ эмоционально-психологического климата в школе.

2.     Организация  профилактических мер, предупреждающих возможные нарушения эмоцио­нально-психологического климата в школе.

3.     Привлечение к совместной работе с Центром  психологов кафедры психологии ЗАБ. ГГПУ, волонтерского отряда и социальных педагогов, разработка проекта плана совместной работы

4.     Моделирование мониторинга эффективности образовательного процесса.

5.     Знакомство педагогов с разнообразными образовательными технологиями, методикой их применения и результативностью.

6. Экспертиза режима использования ИКТ в образовательном процессе школы.

7. Изучение информации о возможностях новых технологий, моделирование структуры возможного их использования в образовательном процессе школы

8.     Создание мультимедииного класса и базы информационных ресурсов.

9.     Разработка мер стимулирования педагогов к внедрению новых технологий.

10. Разработка нормативной базы в соответствии с реализацией программы развития

 

Основной этап 2011-2012 уч. год

1.     Проведение деловых и ролевых игр по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, анализ полученных результатов.

2.     Введение в практику системы опросов, анкет, тренингов в целях выявления негативных и позитивных явлений в психологическом климате в коллективе.

3.     Сохранение традиций школы, приобщение к ним всех участников образовательного процесса.

4.Формирование системы качественной психолого-педагогической службы в школе

5. Введение в практику школьного образовательного процесса мониторинга, разработанного на подготовительном этапе.

6.Создание системы изучения мнения участников образовательного процесса по вопросам:

  • степень удовлетворенности результатом учебного труда;
  • стремление к самореализации и т.д.

7.     Формирование системы применения новых образовательных технологий и прогнозирование их результативности в различных образовательных областях.

8.     Проведение мониторинга качественных показателей внедрения новых образовательных технологий.

       9. Широкое внедрение в образовательный процесс ИКТ, мониторинг результативности внедрения.

       10. Широкое использование учителями-предметниками цифрового инструментария, разработанного профессиональными фирмами.

      11.  Создание методических разработок и тематического планирования занятий с применением ИКТ.

      12.   Планомерное пополнение фондов медиатеки современными электронными пособиями по разным образовательным областям.

    13. Систематизация электронной продукции, созданной в школе.

     14. Составление каталога и рекомендаций по использованию ресурсов медиатеки

 

 

Завершаю-щий этап 2012-2013 уч. год

1.     Введение  в практику школьной жизни системы работы по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

2.     . Обработка статистических данных, экспертный анализ результативности мониторинга образовательного процесса Разработка методических рекомендаций по результативному использованию новых образовательных технологий

    3.Определение круга задач по результативному обеспечению психолого-педагогического сопровож­дения учащихся, путей индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в школе.

 

4. Определение круга проблем и путей их решения в области формирования самостоятельной, от­ветственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

5.Обобщение опыта работы

6.Критерии эффективности реализации Программы развития школы

1.     Удовлетворенность  всех участников образовательного процесса уровнем и качеством пре­доставляемых школой образовательных услуг.

2.     Уровень комфортности образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

3.     Состояние здоровья всех участников образовательного процесса.

Система мониторинга выполнения программы развития включает также диагностику результатов деятельности школы по следующим критериям

Диагностика результатов деятельности школы

Критерии

Диагностические методики

Периодичность

Оценка учебной деятельности

Изучение уровня сформированности базовых компетенций

Один  раз в год

Качество знаний, умений и навыков

Анализ административных контрольных работ, срезов знаний

По графику внутришкольного контроля

Степень включенности  ИКТ в образовательный процесс

Анализ работы МО

Один раз в год

Степень готовности выпускников к продолжению образования

Диагностика методистами ресурсного центра

Один раз в год

Уровень мотивации учащихся

Совместная работа с психологами Заб. ГГПУ

Два раза в год

Уровень профессиональной компетентности учителя

Карта профессионального роста педагога

Один  раз в год

Уровень роста личностных достижений участников образовательного пространства

Портфолио педагогов

Картотека учащихся

Один  раз в год

Уровень воспитанности учащихся

Методика Столяренко А. «Индекс воспитанности школьников»

«Личностный рост» - опросник ???

Один раз в год

Ценностные ориентиры и ценностные отношения

Методика «Стремление и способности учащихся к самореализации»

Степанов Е.Н.

Методика «Ценностные ориентации личности»

Один раз в год

Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Шаляпина Т. «Анкета удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Один раз в год

Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг

Анкетирование

 

Один раз в год

Уровень комфортности школьной жизни

Материалы книги Е. Рогова «Настольная книга школьного психолога в образовании»

Один раз в год

Оценка психологического климата в школе

Анкетирование всех участников образовательного пространства

Два раза в год

Здоровье школьников

Мониторинг здоровья школьников

Один раз в год

Уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса

Анализ результативности реализации промежуточных этапов программы

По окончании каждого этапа

 

7.Ожидаемые результаты реализации программы

  • Повышение уровня обученности учащихся, снижение количества второгодников;
  • Снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;
  • Снижение уровня заболеваемости среди учащихся;
  •      Повышение профессиональных уровня педагогических работников Центра
  • Успешная социальная адаптация детей из «группы риска»

 

Бесплатный хостинг uCoz